Хорошее кино – kinowar.com – Киновар

Табу (Taboo)

1814 год, Англия эпохи регентства. Далеко в прошлом лондонская «великая чума» и «великий пожар». Страна и ее столица, казалось бы, здоровы, отстроены и процветают. Ирландский картофельный голод еще не наступил (в середине XIX века картофельные посевы Ирландии, основной сырьевой базы империи, повально поразит фитофтороз, что приведет к тотальной гибели урожая и, как следствие, к голоду). Но уже начинают действовать так называемые «хлебные законы» – законы о пошлине на дешевое импортное зерно, якобы призванные защитить местных фермеров от конкуренции. В итоге высокая цена на хлеб увеличивает прибыль крупных английских землевладельцев и параллельно, чего и следовало ожидать, количество голодающих городских попрошаек. Развитие свободной торговли в стране переживает регресс.

Для чего этот экскурс в историю? Чтобы было понятно, почему на похоронах отца главного героя могильщик советует доплатить лишние шиллинги за то, чтобы тело закопали поглубже. На поверхности до него будет куда проще добраться бродягам, охотящимся на мясо еще не разложившихся покойников. «Почему ты не закопала отца глубже?» – допытывает сестру внезапно вернувшийся в Англию брат, отсутствовавший много лет. «Я закопала его ровно настолько, насколько хватило моей любви».

Главный герой – суровый искатель приключений, практически возвращенец с того света по имени Джеймс Дилейни – провел десять лет в Африке, давно прослыл покойником и наконец вернулся домой, в Лондон, аккурат на похороны отца, который, как выясняется позже, умер вовсе не своей смертью: его отравили. Зато успел завещать сыну лакомый кусочек американской земли, с помощью которой можно наладить торговлю с Китаем. И эта ситуация, естественно, очень не нравится Ост-Индской компании, которая во что бы то ни стало намерена заполучить стратегически важный земельный кусок себе. Однако упертый и дерзкий Дилейни не только отказывается его продавать, но еще и покупает за восемьсот фунтов рабочее судно, явно замышляя построить собственную торговую империю. Плюс наверняка отомстить за убийство отца.

В кармане у него – горстка украденных африканских алмазов. В душе и на устах – шаманские обряды и заклинания. На теле – загадочные символьные татуировки. В крови – наследственное безумие матери. В голове – амбициозный план. В сердце – пока непонятно что.

Еще у Дилейни есть единокровная сестра (отец у них общий, а матери разные), с которой его связывает некое темное прошлое. Возможно, инцест.

Сценарий восьмисерийного «Табу» написала крайне любопытная троица: Стивен Найт, на счету которого другой небезызвестный британский сериал «Острые козырьки» и обласканная критиками монодрама «Лок», наконец-то продемонстрировавшая не только очевидную харизму Тома Харди, но и драматический потенциал; сам Харди, исполнитель роли Джеймса Дилейни; и отец Тома Чипс Харди. Участие последнего в работе над сериалом, пожалуй, самое примечательное, поскольку отношения между мертвым отцом и живым сыном являются ключевыми в сюжете.

В кадре постепенно, один за другим, возникают колоритные, местами гротескные персонажи второго плана: бывалая шлюха и содержательница борделя в лице Франки Потенте; неузнаваемый мерзкий и пузатый Марк Гейтисс (Майкрофт Холмс из «Шерлока») в образе разгульного, карикатурного принца-регента, обладателя раскормленных, оплывших, фрикаделистых куриных окорочков; архизлодей, глава Ост-Индской компании аки глава ЦРУ (еще на этапе анонсирования проекта Стивен Найт заявил, что Ост-Индская компания в сериале будет изображена как «исторический эквивалент ЦРУ и будет являться самой большой и влиятельной транснациональной корпорацией на земле») в исполнении Джонатана Прайса, ранее сыгравшего весьма неприятную и очень влиятельную личность в «Игре престолов», а именно верховного септона по прозвищу Его Воробейшество. К слову, сестру главного героя играет Уна Чаплин, также в свое время засветившаяся в кровожадном и плотском фэнтези о «драконах и сиськах».

Название сериала наверняка связано с исходным значением слова «табу», под которым первобытные племена подразумевали религиозный запрет, налагаемый на какое-нибудь слово, действие или предмет. Неспроста Дилейни то и дело бубнит себе под нос невразумительную, неанглоязычную то ли клятву, то ли обет, то ли проклятие. Но на что наложен запрет из двух вышедших серий неясно. Помимо прочего к герою приходят страшные видения про африканских аборигенов вроде тех, что приходили во сне к Ломбарду в «Десяти негритятах», сбежавшему со всей провизией и покинувшему на верную смерть два десятка чернокожих туземцев.

Антураж грязного, зловонного Лондона, кишащего проститутками, сифилитиками, аферистами, пожирателями человечины и задирающими напудренные носы аристократами, в сущности ничем не отличающимися от первых, вторых, третьих и четвертых, выглядит снобистской клоакой, обосновавшейся на болоте неживописной Темзы (которая, судя по всему, была болотом тогда и осталась болотом сегодня, поскольку точно таким же бурым месивом выглядит, например, в первом сезоне «Шерлока», в той серии, где Холмс разгадывает убийство музейного охранника и дело поддельной картины, а также впервые встречается с Мориарти).

И этому манерному дерьму противостоит как всегда нечленораздельно мычащий, рычащий, медведеобразный, дикий, первозданный Том Харди, который отменно смотрится в компании с одиноким, бездомным, рыщущим на болоте псом.

Анастасия Лях

табу кадр 1

табу кадр 2

табу кадр 3

табу кадр 4

табу кадр 5

Табу (Taboo)

2017, Великобритания/ США

Продюсеры: Том Харди, Ридли Скотт, Стивен Найт, Лиза Маршалл, Карло Дуси

Режиссеры: Андерс Энгстрем, Кристоффер Нюхольм

Сценарий: Чипс Харди, Том Харди, Стивен Найт

В ролях: Том Харди, Джонатан Прайс, Ричард Диксон, Уна Чаплин, Лео Билл, Дэвид Хейман, Эдвард Хогг, Франка Потенте, Стивен Грэм, Майкл Келли, Марк Гейтисс, Том Холландер, Роджер Эштон-Гриффитс

Оператор: Марк Паттен

Композитор: Макс Рихтер

сериал табу

 

  • Mr. Walles

    Яркий пример того, как НЕ следует писать рецензиии. Если вы чего-то не знаете, то не обязательно позорится на весь интернет и нести всякую чушь и отсебятину – можно просто почитать другие источники, в которых есть верный ответ на ваш вопрос почему что-то делалось именно так, а не иначе. Это в контексте фразы об отце Джеймса, до которого куда проще добраться бродягам, охотящимся на мясо покойников.