В этом восьмисерийном шведском мини-сериале, который попеременно прикидывается то детективным триллером, то ярко выраженным хоррором, до самой заключительной серии не можешь понять, присутствует в нем мистика или нет; вызван страх, переживаемый главными героями, чем-то действительно потусторонним или же прозаично реальным.
Восьмеро молодых ребят, четверо парней и четыре девушки, шведы и датчане, приезжают на заброшенную туристическую базу в Норвегии. Курортный комплекс, построенный много лет назад, выглядит вполне прилично, но никогда толком не функционировал, поскольку был закрыт сразу же после открытия. Двадцать лет назад здесь произошло загадочное убийство: была жестоко задушена целая семья. А признавшийся в преступлении сбежал на следственном эксперименте.
Парень по имени Йохан, сын богатенького папаши, пригласивший друзей отдохнуть и покататься на лыжах, приехал сюда на самом деле по делу. Он собирается купить базу и уже готов вот-вот заключить бизнес-сделку. Но тут, естественно, начинают происходить странные вещи. По ночам из подвала доносятся тревожные звуки. Сторож комплекса отказывается открывать двери в подвал и вообще ведет себя подозрительно. Одной из девушек попадает какая-то инфекция в глаз, и белок наливается кровью. Затем то же самое происходит с одним из ребят. Все списывают это на передавшийся от одного к другому конъюнктивит, с которым по неосторожности приехал на базу младший брат Йохана. Но Ханне, девушка Йохана, находит пугающие детские рисунки, на которых изображены мальчики и девочки с красными глазами. А игрушечными кубиками с буквами выложена фраза на незнакомом диалекте. Никто не придает рисункам и фразе особого значения, но восприимчивая Ханне начинает всерьез верить, что в подвале живет дух ребенка, который пытается что-то сказать…
Попробуйте представить помесь старого чехословацкого молодежного триллера «Турбаза «Волчья», классического детектива Агаты Кристи «Десять негритят» и жуткого хоррора «Звонок» о мертвой девочке, живущей в колодце (если, конечно, подобный гибрид можно представить).
Местами персонажи «Черного озера» ведут себя так же глупо, как типические юноши и барышни незамысловатого американского слэшэра: спускаются по одному в подвал, игнорируют очевидное, никак не могут уехать с базы, хотя, казалось бы, ничто не мешает сесть в машину и укатить восвояси, потому как оставаться явно опасно для жизни. Но кто-то слишком скептичен, чтобы поверить в неслучайность нескольких смертей подряд; кто-то зациклен на возможности воскресить былое чувство в сложившихся обстоятельствах; а у Йохана в голове только покупка комплекса.
Смотрите легально на MEGOGO
Примечательно, что ни разу, вплоть до самого финала, в кадре не возникает прямое доказательство существования потусторонней силы. Никакие призраки здесь не летают по комнатам, не передвигают предметы, не гремят, что называется, цепями. Стакан по импровизированной спиритической доске скользит исключительно с помощью рук, и кто знает, кто его подталкивает. Психопатический припадок случается у персонажа, который, как выяснилось, когда-то страдал от депрессии и неврозов и принимал сильные психотропные препараты. А сложить фразу из кубиков и нарисовать пугающие рисунки мог кто угодно, тот, к примеру, кто не хочет, чтобы Йохан купил комплекс, и думает, что страх отвернет горе-бизнесмена от этого места.
Словом, авторы сериала до самого последнего момента заставляют зрителя сомневаться: подстроены все эти ужасы руками человека из плоти и крови, преследующего исключительно корыстные, шкурные цели, или же и впрямь за таинственной дверью в подвал скрывается что-то иррациональное, неподдающееся логике и здравому смыслу. И тогда возникает вопрос: что этому иррациональному надобно?
Постепенно выясняется, что каждого из героев гложет некая тайна, некий скрытый помысел или вина за случившуюся когда-то давно трагедию. Каждый зациклен на своем, и именно эта зацикленность, этот эгоизм и приводят к взаимному уничтожению и самоуничтожению.
Анастасия Лях
Черное озеро (Black Lake)
2016 год, Швеция
Продюсеры: Эмма Нюберг, Лотта Вестберг
Режиссеры: Дэвид Беррон, Джонатан Сьоберг
Сценарий: Моа Хернгрен, Ульф Квенслер, Джонатан Сьоберг
В ролях: Сара-Софи Бусснина, Филип Берг, Матильда Норхольт, Филип Орос, Алиетт Офейм, Анна Астром, Вальтер Скарсгард, Нилс Оле Офтебро, Один Вааге
Оператор: Йохан Хельмер
Композитор: Бьерн Палмберг