Хорошее кино – kinowar.com – Киновар

Черное зеркало, 3 сезон (Black Mirror, 3 season)

В одном из материалов, посвященных третьему сезону резонансного британского сериала «Черное зеркало», автор написал, что новый сезон телешоу оказался очень человечным. С одной стороны, да, Чарли Брукер и другие создатели проекта внесли элемент гуманности и человеколюбия, будто давая человечеству шанс, предоставляя право на ошибку и возможность ее если не исправить, то искупить. С другой – просто взяли и скопом уничтожили тысячи и тысячи интернет-зависимых юзеров. Словом, с премьеры сериала прошло пять лет, технологии продвинулись еще дальше, люди погрязли в зависимости от них еще глубже, так что зеркало, обличающее пороки, стало еще чернее и жестче.

Вместо привычных трех эпизодов авторы на этот раз раскошелились на шесть, а заключительная серия и вовсе вылилась в полноценный полуторачасовой фильм (но делить повествование на главы перестали). Как и в двух предыдущих сезонах, каждая история отличается жанром, стилем и темпом, но все объединены идеей деградации нравственных принципов в условиях неумолимо шагающего вперед технического прогресса.

Новелла «Падение» с Брайс Даллас Ховард – блестящая язвительная сатира на тему тотальной зависимости от соцсетей и лайков. Собственно, Крылов уже однажды сказал, понятия не имея, что спустя два столетия весь род людской обезумит и засядет перед экраном, подсчитывая количество поднятых вверх больших пальцев: «За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку». И в будущее особо ходить не нужно: уже сегодня мы стучимся в друзья и принимаем запросы исключительно от тех, у кого много постов, куча подписчиков и тонна заветных лайков с комментариями типа «аааааа!», «ты умничка!», «обожаю тебя!», и не хотим знаться с «лузерами», у которых пустые странички с одним несчастным фото и одним собственным лайком под ним. В реальном мире истинные ценности давно заменили деньги, в новелле же аналогом валюты выступают пустозвонные клики. То есть лайки определяют статус, финансовое положение, авторитет, уважение в обществе. Теряя лайки – теряешь работу, жилье, чистенькую одежду и в конце концов угождаешь в тюрьму, то есть скатываешься в бомжи, так называемое социальное «отребье». Зато наконец-то ощущаешь свободу.

«Плэйтест» – самая страшная история в подборке, причем в прямом смысле слова: это хоррор. Здесь создатели бросают камень в огород геймеров и разработчиков видеоигр. Стремление первых пощекотать себе нервы, окунувшись в максимально реалистичный виртуальный мир, порождает закономерно вытекающее стремление циничных и прагматичных вторых угодить покупателю на все двести. Спрос рождает предложение. Но, как говорится, бойтесь своих желаний. Жаждете испугаться во время игры до смерти – пожалуйста, получите смерть и распишитесь.

«Заткнись и пляши» – роуд-триллер о мелких гнусностях и шантаже. Новелла о том, что в мире чересчур развитых технологий выражение «все тайное рано или поздно становится явным» обретает новый смысл: тайного больше нет. Даже укрывшись в темном углу собственной комнаты, втихаря онанируя на детское порно, или изменяя жене в отельном номере с проституткой, рискуешь быть замеченным всевидящим оком глобальной сети. А приняв правила игры шантажиста, рискуешь встрять в дерьмо еще большее. Словом, заткнись и пляши под дудку технической эволюции. Регрессируй под дудку прогресса.

«Сан-Джуниперо» – единственная романтическая история, псевдо-ретро-мелодрама о любви после смерти, о ненастоящем, но распрекрасном рае, которого и близко не было при жизни. Когда на экране возникают 80-е с соответствующей синтетической музыкой, завивками, начесами и каскадами, дискотеками, клипсами, мини-юбками, блестками и косухами с гигантскими подплечниками – внимательный зритель сходу подозревает подвох: эти 80-е не могут быть настоящими, потому что «Черное зеркало» – сериал о будущем. И зритель прав. Почему предыдущие эпохи всегда кажутся привлекательнее, живее, счастливее, чем та, которая досталась нам? Потому что они уже прожиты и мертвы и в них уже ничего не испортишь. Авторы задаются здесь тем же вопросом, что и главный герой «Ванильного неба» в финале или героиня «Конгресса»: что лучше, существовать в сладкой иллюзии или вернуться в удручающую, болезненную реальность? И это единственная новелла, где технологии, кажется, идут человеку впрок, предоставляя тот самый рай, которого от Бога едва ли дождешься.

«Люди против огня» – пожалуй, самая сильная и суровая серия; антивоенный драматический боевик, изобличающий чудовищную суть каждой войны, происходящей в мире. Стреляя в кого бы то ни было, важно задуматься, очистить мозги и осознать, что кукловод, дергающий тебя, простого солдата, за ниточки и убедительно рисующий врага монстром, наверняка врет: монстров не существует, а перед дулом твоего пулемета стоит точно такой же человек, как и ты. И что тогда выберешь: правду, которая сделает монстром тебя, истребившего столько невинных людей, или ложь, поддерживающую в промытых мозгах иллюзию героя и защитника?

«Ненависть народа» – апофеоз, финальная точка; детективный триллер с полноценным полицейским расследованием. Кто заслуживает большего наказания: тот, кто унизил и оскорбил слабого, или тот, кто взял на себя право затравить первого за его проступок? Мы уже видели фильм «Убрать из друзей» и знаем, что анонимно выложенное в сеть видео, выставляющее кого-то в дурном свете, может привести к плачевным последствиям и даже может убить. В шутку брошенный комментарий, хэштег, пост могут убить. Сила троллинга может убить. Сила интернет-толпы может убить. Но, как известно, на каждую силу всегда найдется другая сила. Так что следите за языком. Особенно интернет-языком.

Анастасия Лях

черное зеркало 3 сезон кадр 1

черное зеркало 3 сезон кадр 2

черное зеркало 3 сезон кадр 3

черное зеркало 3 сезон кадр 4

черное зеркало 3 сезон кадр 5

Черное зеркало, 3 сезон (Black Mirror, 3 season)

2016, Великобритания

Продюсеры: Чарли Брукер, Аннабель Джонс, Барни Рейш

Режиссеры: Джо Райт, Дэн Трактенберг, Якоб Вербрюгген, Джеймс Уоткинс

Сценарий: Чарли Брукер, Джесси Армстронг, Конни Хак

В ролях: Брайс Даллас Ховард, Малачи Кирби, Алекс Лоутер, Келли Макдоналд, Гугу Эмбата-Ро, Уайатт Расселл, Маккензи Дэвис, Элис Ив, Джером Флинн, Сара Снук

Операторы: Зак Николсон, Густав Даниэльссон, Дэмиэн Бромли

Композиторы: Мартин Фиппс, Джон Опстад, Клинт Мэнселл