Хорошее кино – kinowar.com – Киновар

Одинокий мужчина (A Single Man)

Жизненный опыт — это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что происходит.

Олдокс Хаксли.

Американский дизайнер Том Форд, прославившийся после работы в доме моды Gucci, дебютировал в 2009 году со своим фильмом “Одинокий мужчина”, снятым по мотивам одноименного романа Кристофера Ишервуда. Оскароносный Колин Фёрт, сыгравший главную роль, был удостоен множества номинаций и стал обладателем награды Британской академии и кубка Вольпи за лучшую мужскую роль. Картина с тривиальным описанием, представляется в чрезвычайно галантном прочтении Тома Форда об одиноком мужчине.

Фабула довольно проста: юг штата Калифорнии, Лос Анджелес, 1962 год, Америка переживает не лучшие времена, профессор английской литературы Джордж (Колин Фёрт) узнает о внезапной смерти своего возлюбленного (Мэттью Гуд), с которым он прожил 16 лет. Казалось, что в тот день вместе с ним умер и сам он, жизнь потеряла смысл. Спустя 8 месяцев скитаний по своим воспоминаниям, Джордж отводит себе один день для ответа на вопрос: а есть ли у него будущее без Джима? Цепляясь за красоту окружающего мира и утопая в объятьях своей давней подруги Шарлотты (Джулианна Мур), одинокий мужчина пытается обрести новый смысл жизни. Это не так просто: куда ни глянь, всё напоминает об ушедшей любви, любая мысль пытается ухватиться за прошлое с трепещущей долей ностальгии. Беспечные студенты, ничего не смыслящие в английской литературе, изображают из себя великих светил, а их будущие дети, первыми словами произнесут не “ма” или “па”, а слоганы рекламных роликов, разве таким хочется видеть будущее? Переживая все это, Джордж утопает в собственных размышлениях, нагнетая свое душевное состояние.

“Я не хочу жить в мире, в котором нет места нежности.”

Оригинальное название фильма “A singe man”, речь идет не о конкретном одиноком человек, а о неопределенном. Этим человеком может оказаться каждый. По своей сути, все мы одиноки: появляемся на этот свет одни и уходим в иной мир также – одни. Называя себе “невидимкой”, главный герой, утратив любимого, остается совершенно одинок в своем стеклянном доме. Наедине с собой особенно сильно чувствуется горечь утраты, некуда спрятаться от своих мыслей. Каждый сам выбирает, как справиться со своей потерей, как пример, еще одно одиночество, покинутой и забытой Шарлотты.

“Я именно такой, каким выгляжу, если приглядеться.”

Роль Джорджа изначально была предложена Колину Фёрту, но из-за несовпадения графиков он отказался. Из-за ряда причин съемки фильма были сдвинуты, и тогда уже Фёрт смог принять участие в проекте. Актерская игра главного героя превзошла все ожидания, хочется сказать только: “Верю. Верю!”. Эти глаза, в которых горит огонь, но совсем незаметно, казалось, что от одного дуновения потухнет. Воплощение женской стороны картины – Джулианна Мур, с неизменным бокалом джина в руках, в надежде ухватиться за любые ниточки жизни, даже не пытается увидеть во взгляде Джорджа его намерения. Кажется, что любое перевоплощение по плечу Мур, начиная от Кларисы Старлинг с пистолетом в руках, бегущей навстречу опасности, заканчивая профессором-лингвистом, страдающей от Альцгеймера. Также второстепенные роли, которые крутятся вокруг главного героя – хастлер (Джон Кортахарена, протеже Тома Форда, испанский манекенщик), отчаянно пытающийся удержаться на плаву в штатах и студент (Николас Холт), считающий себя “невидимкой” и жаждущий встреч с Джорджем. Казалось бы, жизнь сама раскрывает тебе объятия и кричит: “Только живи”, но судьба считает иначе.

Отдельное внимание музыкальному сопровождению; обычно, в фильмах с таким сильнейшим эмоциональным содержанием, весь аккомпанемент уходит на второй план, но в данном случае польский композитор Абель Коженёвски точно подчеркивает драматичность той или иной сцены. “Daydreams” и “Going Somewhere” такие разные между собой, но настолько гармонично сочетающиеся. Операторская работа Эдуарда Грау подняла картину на уровень выше. В тандеме с Томом Фордом удалось передать всю палитру эмоций, начиная от насыщенности цветовой гаммы, то ли это яркие воспоминания, то ли это серые будни, и заканчивая относительно длительными или молниеносными сменами кадра. Созданная атмосфера 60-х годов, заставляет приписать фильм к современной классике. Отточенность внешнего лоска, машины, выдержанность антуража – всё наводит на мысль, что ты вернулся во времена Кеннеди.

“Одинокий мужчина” – шедевр, снятый дизайнером. Тот самый случай, когда диалоги соответствуют визуальному сопровождению. Том Форд предоставил нашему вниманию гениальную картину, в которой нет быстрого развития событий и особой интриги, но в ней есть что-то более ценное и сокровенное; в ней есть человеческая душа, которая раскрыта перед зрителем. Это фильм, в первую очередь, про человека и его любовь, его боль. Ведь в конечном итоге, неважно кто ты и кого ты любишь, а важно лишь то, какое место любовь занимает в твоем сердце и что она тебе способна принести.

Анастасия Приходько

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

Одинокий мужчина (A Single Man)

2009 год, США

Продюсеры: Том Форд, Эндрю Миано, Роберт Салерно

Режиссер: Том Форд

Сценарий: Том Форд, Дэвид Скирс, Кристофер Ишервуд

В ролях: Колин Фёрт
Мэттью Гуд
Николас Холт
Джулианна Мур
Джон Кортахарена
Полетт Ламори
Райан Симпкинс
Джиннифер Гудвин
Тедди Сирс
Пол Батлер

Оператор: Эдуард Грау

Композитор: Абель Коженёвски

Длительность: 100 минут/ 01:40