Хорошее кино – kinowar.com – Киновар

Принцесса (Princess)

Кто не успел – тот не опоздал. Если во время 45-го кинофестиваля «Молодость» вы ненароком пропустили израильскую «Принцессу», в итоге получившую гран-при, есть возможность наверстать упущенное. С 3 декабря в Киеве стартовала Неделя израильского кино, где помимо «Принцессы» также можно будет посмотреть ленту «Где-то там», победившую в прошлом году. Кстати, оба фильма поставлены режиссерами-женщинами.

Главная героиня – 12-летняя Адар. Она живет с матерью и отчимом, с которым, казалось бы, отлично ладит; учится в школе для одаренных детей; и вообще, на первый взгляд, у нее все прекрасно, никакого самокопания, отчужденности, агрессии и прочих стандартных проблем трудных подростков. Но однажды утром Адар никак не хочет просыпаться и говорит маме, что не пойдет на уроки, так как крутит живот. Так, девочка остается дома на несколько дней. Пока мать, работающая педиатром, с утра до позднего вечера пропадает в больнице, ее бойфренд, свободный художник, занимается воспитанием падчерицы: рисует ее, дурачится на пару, имитирует боевые сцены из голливудских фильмов…, пока в какой-то момент игры не переходят допустимую грань…

Тогда Адар встречает на улице парня Алана, беспризорника. Он чуть старше, крепче, опытнее, больше видел и чаще обжигался, но похож на Адар как сиамский близнец: тот же курносый нос, те же темно-русые волнистые волосы до сутулых плеч, та же хулиганская походка, даже одет он в те же светлые шорты и серую растянутую футболку… Но только он – мальчик. И вот героиня приводит своего нового друга домой…

«Принцесса» – эдакая смесь фильмов из трех различных тематических категорий: о педофилии из современной остросоциальной жанровой когорты, о доппельгангере (двойнике) из классической литературы эпохи романтизма и о половой и прочей самоидентификации тинейджеров, темы, особенно популярной в конце 90-х. Впрочем, первая и третья категории часто пересекаются. Если бы в драме Тали Шалом-Эзер отчим стереотипно насиловал падчерицу, и это было бы единственной линией и прямой формой высказывания, картина едва ли представляла бы хоть какой-то интерес, как с художественной точки зрения, так и с позиции общественного и личностного протеста. Однако в тандеме с раздвоением личности и возникновением альтер эго, темной стороны «я», «Принцесса» смотрится как минимум не односложно.

Пока мать ласково называет Адар «принцессой», ее нездоровый бойфренд упорно кличет девочку «принцем», нарушая в ее сознании понимание собственной гендерной принадлежности. Но воображаемый Алан появляется не только по этой причине. Обычно двойник – отрицательная версия личности сродни мистеру Хайду или гнусному антиподу титулярного советника Голядкина из известной повести Достоевского. Алан же для Адар – исключительно положительная защитная реакция, практически супергерой, который под воздействием внешних факторов просыпается внутри слабого и угнетаемого человека, чтобы прийти на помощь и окружающим, обиженным и оскорбленным, и ему самому.

Оттого «Принцесса» смотрится не топорно, буквально, а изящно, иносказательно, что хоть и не придает ей излишней увлекательности и напряжения, но усиливает художественную образность. Сценаристка и постановщица бросает камень не столько в мужчин, сексуально и морально извращенных, сколько в матерей, не замечающих или чего хуже не желающих замечать страшные очевидные вещи. В фильме есть знаковый эпизод, где посреди ночи Адар подходит к постели матери, будит ее и говорит: «Хочешь увидеть самую ужасную вещь в мире?» (в эту минуту в соседней комнате отчим домогается Алана, то есть саму же Адар), на что та просто закрывает глаза и спит дальше…

Анастасия Лях

принцесса кадр 1

принцесса кадр 2

принцесса кадр 3

принцесса кадр 4
принцесса кадр 5

Принцесса (Princess)

2014 год, Израиль

Продюсеры: Леон Эдери, Моше Эдери

Режиссер: Тали Шалом-Эзер

Сценарий: Тали Шалом-Эзер

В ролях: Шира Хаас, Керен Мор, Ори Феффер

Оператор: Радослав Ладчук

Композитор: Ишай Адар

Длительность: 92 минуты/ 01:32