kinowar.com

“Чужой”: все фильмы серии в хронологическом порядке

 26.05.2017  ТОП

На данный момент серия о “Чужих” насчитывает шесть фильмов – четыре о монстре и Эллен Рипли (Сигурни Уивер) и два приквела с Майклом Фассбендером в роли синтетика. Первый фильм снят в 1979 году, последний на сегодня – в 2017. За эти 38 лет к серии приложили руку четыре режиссера. Вдумайтесь, трое из них – Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон и Дэвид Финчер. Все трое принадлежат к элите режиссерской индустрии и оставили неизгладимый след в истории кино. Четвертого режиссера не так много людей опознает по имени и фамилии, но зато почти все начнут энергично кивать головой, услышав, что он снял фильм “Амели”. По иронии судьбы, сделал он это сразу после съемок четвертого “Чужого”.

Вокруг столь выдающейся франшизы просто не могло не возникнуть постоянных споров. Основные темы таких разбирательств:

– какая часть лучшая?

– “Прометей”: это хорошо или плохо?

– “Чужой: Завет”: это совсем плохо, хуже “Прометея” или все-таки хорошо?

Сегодня kinowar.com вспомнит всю серию, фильм за фильмом в хронологическом порядке, чтобы ответить на большинство из будоражащих сознание фанатов вопросов. При этом мы проигнорируем два фильма о “Чужих против Хищника”.

ВНИМАНИЕ! В статье отображаются причинно-следственные связи между фильмами, а потому периодически возникают спойлеры. Если вы не смотрели какие-то из частей серии и собираетесь это сделать, рекомендуем воздержаться от прочтения материала.

Начнем.

Чужой (Alien) 1979
Режиссер: Ридли Скотт

Чужой (Alien) 1979

Один из лучших фильмов в истории стал всего лишь вторым полнометражным фильмом в биографии Скотта-режиссера. Кстати, следующим стал еще один нетленный шедевр – “Бегущий по лезвию”. Помимо того, что фильм сам по себе был завораживающим, напряженным, интригующих, он еще и смотрелся абсолютным прорывом на свое время. 1979 год – неудивительно, что картина получила Оскар за визуальные эффекты. Да, к тому моменту уже были сняты “Звездные войны” Лукаса (1977) и “Близкие контакты третьей степени” Спилберга ( также 1977), и да, зритель увидел новый мир спецэффектов. Но все же, то была мягкая космическая фантастика. А детище Скотта предстало космическим хоррором, являющим взору изумленного зрителя ужасы, которые он ранее никогда себе даже не представлял.

Мы вовсе не пытаемся представить причиной успеха картины время, в которое она была снята, и технологический и идейный прорыв. В фильме есть куда больше. И все же, окружающая среда той эпохи благоприятствовала взрывному эффекту в восприятии. Сними Скотт такой фильм сейчас – кто знает, был бы возможен аналогичный успех.

Космический корабль откликается на сигнал о помощи. По положениям космического кодекса, при получении такого сигнала необходимо разобраться в том, кто его отправил, и оказать содействие в решении проблем, если это возможно. Сигнал приводит на неизвестную планету, где в яйцах-коконах, как оказалось, ждут гостей непонятного вида существа. Как выясняется позже, эти организмы нападают на людей (или любых других животных), для того, чтобы использовать их в качестве контейнера для вынашивания (очень быстрого) своих детей. Дети эти, собственно, и являются теми самыми “Чужими”. Рождаются они, взрывая корпус человека. Они вылазят наружу и охотятся на все сущее. Чистый инстинкт уничтожения.

Эллен Рипли и ее коллегам из экипажа корабля приходится вступить в неравный бой с неизвестными тварями. Ситуация усложняется тем, что звери невероятно быстры, сильны, и не особо уязвимы. Кроме того, при ранении они брызжут не кровью, а кислотой, которая способна прожечь корабль насквозь.

По наполнению это одновременно и хоррор, и фантастический боевик, и, если так можно выразиться, научная фантастика. Ридли Скотт выстраивает уникальную атмосферу фильма. Несмотря на напряженность действия и значительное количество насилия, картина очень размеренная, местами даже медитативная. Цветовая гамма бледная, не насыщенная. Целостность визуального ряда и сюжетного наполнения. После второй части серии этот фильм кажется даже слишком спокойным. Но, несомненно, действие очень напряженное.

Роль Рипли стала первой работой такого масштаба для Уивер, а потому мгновенно сделала ее звездой. Тридцатилетняя актриса идеально подошла под образ главной героини, которая не была каким-то суперсолдатом или специально подготовленным бойцом, но по воле обстоятельств вынуждена выжать из себя гораздо больше, чем ей самой того хотелось бы.

 

Чужие (Aliens) 1986
Режиссер: Джеймс Кэмерон

Чужие (Aliens) 1986

Далее эстафету подхватил Джеймс Кэмерон. И вот тут и начинаются первые споры: какой фильм лучше? Практически никто не выдвигает на звание лучшего третий или четвертый фильм, зато поклонников извечного конфликта “первая или вторая часть” предостаточно.

По нашему субъективному мнению, лучшая в серии – вторая часть. Сумасшедший драйв, бесконечное крошилово, напряженнейший триллер до самых титров, классика от Кэмерона. По сути, режиссер снял еще одного “Терминатора” (а именно “Терминатора” он и поставил перед “Чужими”), только на космическую тематику. Та же непобедимая, неубиваемая злая сила, ползущая после всех пуль и взрывов, чтобы убить главного героя. Те же множественные финалы, которые оказываются вовсе не финалами, потому что ксеноморфы не хотят умирать. Зрелище настолько напряженное и мощное, что на одном дыхании смотрится и в наше время. Что уже говорить про 80-е.

Согласимся с точкой зрения о том, что Кэмерон изменил общее направление концепции: фильм Скотта – это хоррор в космосе, но в первую очередь научная (если так можно выразиться в данном случае, конечно) фантастика, вовлекающая в свою атмосферу; лента Кэмерона – это уже больше даже боевик, чем хоррор, и уж тем более sci-fi. Однако, даже если принять во внимание изменение направления, “Чужие” смотрятся слишком монументально, чтобы не вывести их на высшую ступень пъедестала только лишь по этой причине.

Ну да бог с ними, со спорами – обычно в спорах рождается вовсе не истина, а только лишь взаимное раздражение. Оба фильма культовые, оба очень хороши, неважно, какой из них зрители или критики называют лучшим. Эллен Рипли предлагают вернуться. Зловещая “корпорация” не оставляет своих замыслов использовать ксеноморфов в качестве продвинутого биологического оружия, но для героини Сигурни Уивер, разумеется, озвучивает другие причины.

“Чужие” так названы не только для отличия от заглавия первого фильма, но и потому что физически теперь экипажу космического корабля, большую часть которого составляет спецназ, придется бороться не с одним монстром, а с целым полчищем. При этом солдат не особо готовили к суровой реальности, которая их встретит. В фильме также возникает некая “мать” ксеноморфов, которая откладывает те самые яйца. Поэтому, несмотря на то, что Кэмерон снял зубодробильный боевик, развитие концепции все равно происходит. От одного монстра-ксеноморфа к целой теории о том, как этот вид появляется и размножается. Понятно также, зачем этот вид корпорации (страшное биологическое оружие). Нет ответа лишь на вопрос: как эти твари изначально появились?

 

Чужой 3 (Alien³) 1992
Режиссер: Дэвид Финчер

Чужой 3 (Alien³) 1992

Нет ответа на этот вопрос и в третьем фильме. Несмотря на то, что поставил его один из лучших режиссеров поколения Дэвид Финчер, развития истории существ не получилось (а вероятнее всего, его даже и не планировалось). Получился лишь добротный экшн, как всегда у Финчера, напряженный и качественно снятый. Впрочем, не стоит винить режиссера: это был его дебют в полнометражном художественном кино. Как для первого раза, работа была выполнена более чем прилично, просто она не дотягивает до культовых работ двух предшественников. Зато сразу после третьего “Чужого” Финчер снял “Семь”.

Спасательный корабль, на котором Рипли улетела с Майклом Бином (а это актер, который в “Терминаторе” Кэмерона играл Кайла Риза) и маленькой девочкой, выжившими в борьбе с многочисленными ксеноморфами в “Чужих”, терпит крушение. Не погибнуть удается только Рипли. Каким-то не самым логичным образом, выжить удается также и ксеноморфу на борту, который по прибытии на твердую землю моментально начинает делиться и размножаться. Усложняется ситуация тем, что местом крушения стала тюрьма для особо опасных преступников, которые живут аскетичным образом жизни без женщин. Главная проблема, впрочем, не в том, что появление Эллен Рипли будоражит их смиренное сознание, а в том, что тюрьма и процесс перевоспитания в ней зиждятся на принципе доверия заключенным. А потому оружия нет даже у охраны и прочего служебного персонала. Как вы понимаете, воевать с ксеноморфами без оружия крайне затруднительно. Рипли знает о беспощадных тварях многое, однако теперь ей и заключенным приходится призвать на помощь всю свою изобретательность.

Объективно говоря, третий фильм можно было бы и не снимать. Зрелище получилось весьма толковое, но в широком смысле Вселенной “Чужих” этот фильм особо ничего не добавил. Да и концепция постоянного возвращения одной и той же женщины к борьбе с лицехватами и ксеноморфами с каждой новой частью становится все более натянутой. Казалось бы, во второй серии с ужасом покончено, но чисто хронологически, сразу после отлета со злополучной планеты Рипли попадает в авиакатастрофу и снова оказывается вынуждена бороться с Чужими.

 

Чужой 4: Воскрешение (Alien: Resurrection) 1997
Режиссер: Жан-Пьер Жёне

Чужой 4: Воскрешение (Alien: Resurrection) 1997

Что уже говорить про четвертый фильм? Его и вовсе можно было не снимать. С точки зрения концепции и развития мира персонажей, разумеется. Потому что как отдельно взятый боевик/хоррор в космосе, несмотря на весь скепсис по отношению к третьей попытке сиквелов как таковых, “Воскрешение” вышло очень даже неплохим. Новый режиссер привнес свежее видение действия, новые актеры/персонажи также добавили давно знакомой истории чего-то, чего не использовали Скотт-Кэмерон-Финчер. Майкл Уинкотт, Рон Перлман и даже Вайнона Райдер пополнили состав саги. Динамика и напряжение на уровне, технических возможностей, понятное дело, добавилось. Все бы ничего, но…

Но это уже четвертый раз, когда Рипли пришлось сражаться с Чужими. Помимо этого, Эллен в финале третьей части умерла. Отдадим должное создателям очередного сиквела, они придумали, как вернуть ее натуральным образом и адекватно вписать это в новую историю. Рипли клонировали (с одной из многочисленных попыток, наконец, удачно). Поскольку в теле Рипли, кровь которой взяли для клонирования, сидел зародыш ксеноморфа, то и в теле клона на уровне ДНК осталось что-то от Чужого. Это позволило и выстроить свежую линию сценарно и ситуационно (ксеноморфы не хотели убивать героиню Уивер, она была для них “своей”), и добавить новых красок в образ. Рипли стала более демонично выглядеть, у нее появились не то чтобы сверхспособности, но заметно более серьезные возможности. Чужие также стали мутировать (правда, финально появившегося монстра, в котором были черты и классического ксеноморфа, и человека, вряд ли можно назвать удачей и сценарно, и уж тем более с точки зрения визуализации).

Но, еще раз: особых претензий к отдельно взятому фильму, скорее, нет. На статус культового он точно не понянет, но и плохим его не назовешь. Даже с точки зрения развития концепции есть некоторые плюсы. Корпорация окончательно утвердилась в желании взращивать ксеноморфов как смертельное оружие. Они даже начали их дрессировать (пока все не пошло не так).

Однако, с точки зрения развития Вселенной Чужих, сложно преодолевать главный барьер – день сурка Эллен Рипли, которая каждый раз после очередного пробуждения от долгого сна начинает сражаться со злобными тварями, которые хотят убивать все живое.

 

Прометей (Prometheus) 2012
Режиссер: Ридли Скотт

Прометей (Prometheus) 2012

Тем более логичным выглядит решение создателей фильма зайти с другой стороны: снять приквел к событиям первых фильмов. А заодно попытаться понять: как изначально возникли Чужие? Почему они убивают тех, кто, по идее, должен их вынашивать? Кто их создал? Зачем?

Всех ответов “Прометей” не дает. И это стало источником раздражения для очень многих зрителей. Фильм вообще незасуженно обруган и недооценен значимым процентом аудитории (хотя в среднем, его оценка на всех ведущих киносайтах весьма высокая). Основной причиной такой нелюбви мы видим смену вектора повествования и расширения концепции. Для тех, кто хотел прямолинейного крошилова (нечто похожее на второй фильм) или камерного космического хоррора (как в фильме первом) два часа возникновения новых вопросов стали тотальной неожиданностью. Как известно, настрой на фильм определяет очень многое, а потому часть зрителей перестроиться не смогла.

В “Прометее” впервые появляются некие сверхлюди, которые и создали Чужих, а заодно, похоже, и нас самих. Кроме того, как выясняется в процессе повествования, они хотели уничтожить Землю и ее население по непонятным мотивам. Таким образом, с одной стороны, вот они, отцы-создатели, творцы Чужих, но с другой стороны, зачем они это сделали и уж тем более, к чему им гибель нашей планеты? Для части аудитории это стало радостным развитием концепции, а для части – непосильным грузом для обдумывания. Отсюда и недовольство “Прометеем”, который по художественным качествам едва ли уступает какому-либо из фильмов серии (уступая, конечно, при этом “Чужим” по динамике).

Новый синтетик, пришедший на смену персонажу Ленса Хенриксена из второй и третьей частей, становится важным сценарным элементом. Играет его Майкл Фассбендер. Искуственный интеллект в оболочке человеческого тела (также искуственного) прислуживает людям, контролирует полет космического корабля в момент гиперсна всего экипажа, высаживается вместе со всеми на планету назначения. Однако при этом он выполняет чьи-то инструкции таким образом, что части команды не выжить. Этим кем-то оказывается престарелый персонаж Гая Пирса, хозяин корпорации, который подобно всем зрителям саги о Чужих, ищет ответы на главные вопросы: кто нас создал? Зачем? Что делать дальше?

Отметим появление в фильме Шарлиз Терон, Идриса Эльбы и Нуми Рапас.

 

Чужой: Завет (Alien: Covenant) 2017
Режиссер: Ридли Скотт

Чужой: Завет (Alien: Covenant) 2017

Но в полную силу характер персонажа Фассбендера раскрывается в фильме “Чужой: Завет”. И услужливый синтетик предстает практически сатаной, настолько коварными и изворотливыми оказываются его действия и замыслы. Команда корабля, летящая колонизировать новые планеты, отклоняется от курса и попадает на планету, на которую сел спасательный шаттл из “Прометея” с героями Нуми Рапас и Фассбендера на борту. Там их ждет неприятный сюрприз в виде уже знакомых нам всем лицехватов и ксеноморфов.

Но главной ударной новостью является фигура синтетика с “Прометея”, стоящего за всем происходящим. Он отправил сигнал на “Завет”, он подставил одного за другим членов экипажа и скормил их Чужим, он использовал доктора Шоу (Нуми Рапас) для вынашивания очередного существа, более того, он бомбардировал город сверхлюдей и уничтожил их всех с помощью разработанного ими же вируса. Дьявол.

И не просто дьявол, а роскошное новое ответвление в концепции развития Вселенной Чужих. Теперь вопросы и ответы выглядят примерно так:

кто такие Чужие? – существа, разработанные сверхлюдьми как биологическое оружие. По словам Идриса Эльбы в “Прометее”, новое оружие было столь опасным и мощным, что сверхлюди, обладающие достаточным умом, решили не разрабатывать его на собственной планете.

зачем их создали? – повторимся, это сверхмощное оружие.

кто их создал? – некие сверхлюди, которых мы видим и в “Прометее”, и в “Завете”. Они же, по всей видимости, создали и нас.

почему они хотели нас уничтожить? – здесь приходится перейти к предположениям, потому что окончательные ответы, по всей видимости, даст финальная часть трилогии приквелов. Проведем аналогию: люди создали синтетиков, искуственный интеллект, который стал настолько самостоятельным и думающим, что сначала напугал инженеров (об этом синтетик нового поколения рассказал своему предшественнику: “Ты пугаешь их, слишком сам себе на уме, слишком мыслящий”), а потом и вовсе взял ситуацию в свои руки, уничтожил десятки и сотни людей и сверхлюдей, начал строить свою собственную цивилизацию с блэкджеком и шлюхами. Ведь неплохо было бы такого синтетика уничтожить, не правда ли? От греха подальше? Возможно, та же логика сформировалась у сверхлюдей через какое-то время после создания нас. Мы стали слишком мыслящими, самостоятельными и опасными. Пришла пора нас уничтожить.

Широкое поле открывается также для действия в следующем (и финальном) “Чужом”. Помимо всевозможных сценарных ходов, можно устроить также битву с модифицированными Чужими от Дэвида (с людьми, например, с экипажем очередного спасательного корабля, который полетел на поиски “Завета”; или со сверхлюдьми). Итогом этой битвы может стать логичное объяснение одержимости корпорации Чужими: если это был тот момент, когда они увидели их в полной мощи впервые, то, возможно, именно тогда они и решили, что это потенциальное оружие, которым нельзя не попытаться не завладеть.

 

“Чужой: Завет” ставит также еще один вопрос: почему так много негативных отзывов о фильме “Чужой: Завет”? Несмотря на высокий средний балл на всех основных киносайтах мира, как и в ситуации с “Прометеем”, количество гневных или разочарованных постов в фейсбуке зашкаливает. Основных причины две:

– часть аудитории просто не готова смотреть два часа поиска ответов на вопросы как вселенского характера, так и на сопоставление данных, полученных в разных частях саги. Гораздо охотнее было бы воспринято нечто более динамичное и с меньшей смысловой нагрузкой. Иными словами, “Стражи Галактики” заходят всем (без каких-либо претензий к “Стражам” – отличное развлекательное киино), а вот там, где приходится думать, вспоминать, сопоставлять… Это уже не так весело и легко.

– еще одна часть, возможно, и была бы готова это делать, но слишком давно смотрела “Прометей” и другие предыдущие фильмы (или, как вариант, не смотрела их вовсе). А перед просмотром “Завета” рекомендуется освежить события саги в памяти, иначе можно попросту не особо понимать, что происходит на экране и почему какие-то детали имеют значение. Поверьте, с 2012 года (выход “Прометея”), многое подзабылось. И это видно по отдельным комментариям. Что уж говорить про более ранние части. Комментаторы, например, пишут о том, что “Чужой в “Завете” слишком быстро растет и развивается – это же попросту нелогично”. Однако, если посмотреть любую из частей, начиная с первой, то то же самое можно пронаблюдать и в них.

Есть, понятное дело, и более рациональные комментарии об упущениях и несоответствиях. Но часть из них можно отнести не только к “Завету”, но и к остальным фильмам франшизы. В конце концов, это же хоррор. И если один из членов экипажа не будет в одиночестве уходить в темный дальний отсек со словами “я сейчас приду”, то кого вообще будут жрать ксеноморфы? Если все станут компактной группой, спина к спине, с оружием наготове, какие в принципе будут шансы у Чужих? О чем тогда снимать кино? Да, герои не всегда оправданно снимают скафандр на чужой незнакомой планете. Да, порой они слишком беспечно рассматривают местную флору и фауну, находясь в опасной близости. Это же кино. Это законы жанра. Если вы не можете отрешиться и принять их – лучше смотреть документалистику. Иначе разочарования неизбежны и бесконечны.

Поймите нас правильно, мы не собираемся отбеливать Скотта и команду и говорить, что все идеально и промахов нет. Разумеется, вопросы возникают, и их немало (почему так легко разбомбить город сверхлюдей с одного корабля, например, да и, в конце концов, почему вообще на сверхпланете у этих отцов-создателей только один город?). Но опять же, стоит помнить о том, что это художественное фантастическое кино и всего попросту не объяснишь и не учтешь. Да и какой хронометраж получится у фильма со столь детальными объяснениями? Часов восемь-девять? Кто, в таком случае, будет это смотреть, если часть аудитории даже два часа картины с вопросами и ответами не выдерживает?

Кроме того, во время съемок первого фильма Ридли Скотту было 42 года. Тогда, осмелимся допустить, ему было в принципе интересно создавать нового злобного монстра, которого мир еще не видел. Интересно было показать его на экране, как-то снять его движения и поведение. Во время съемок “Завета” Ридли Скотту было 79 лет. “Чужой” был вторым полнометражным фильмом режиссера, а сейчас за плечами огромная фильмография. В 79 лет сверхопытному мастеру уже не так интересно просто оживлять опасных монстров. Скорее, его увлекает философия им же созданного мира, концепция развития Вселенной Чужих, поиск ответов на вечные вопросы. От экшна в 42 к философии в 79 – это ли не логично? Поэтому, если вы ожидали копию “Чужих” – что ж, извините. Да и какой смысл снимать копии. Лучше пересмотреть оригинал.

 

Читайте также:

25 фактов о фильме “Чужой”, которые вы не знали

 

 

Коментарі