kinowar.com

24 лучших фильма о войне

 14.11.2017  Жанри, ТОП

Когда составляешь список лучших фильмов о войне, сразу понимаешь, какой ушат говна на тебя выльется после выхода статьи. Тема сложная, тема часто болезненная, а для многих и вовсе сакральная. А тут ты, со своим незнанием кино и истории одновременно (по мнению тех читателей, которые знают, разумеется). Почему же мы все равно беремся за это неблагодарное дело? Во-первых, многие фильмы о войне стали лучшими не только в своем жанре, но и в целом в истории кино. А во-вторых, это бездонный потенциал для общения с читателями, в результате чего часть особо агрессивных будет поставлена в вечный бан, и не будет больше нас беспокоить, а часть расскажет нам о кино и истории столько всего интересного. Ведь именно в общении и рождается новое знание. Так что если вы видите, что мы пропустили какой-то достойный фильм – дерзайте, пишите. Чуть перефразируя известную переговорку, бан или пропал.

Какие фильмы мы включали в список:

– фильмы о войне – то есть такие, где это центральная тема, а не просто краткое упоминание в контексте других событий

– войны любые, но только реально существовавшие (то есть войска Саурона и армия мертвяков не рассматриваются). Срок давности, территория, количество стран в конфликте и прочее значения не имеет.

– сами по себе боевые действия могут быть не в центре внимания картины

– и да, это список лучших (субъективно, разумеется) фильмов о войне, а не просто все военные ленты, которые мы вспомнили. Иными словами, художественная и культурная ценность первична.

Как всегда, мы будем нарушать составленные нами правила, потому что это делает статьи интереснее и злит нетерпимых людей. Внутри списка ленты идут в случайном порядке, никакого рейтинга мы не выстраивали. Итак, kinowar.com представляет 24 лучших фильма о войне.

Тора! Тора! Тора! (Tora! Tora! Tora!) 1970

Тора! Тора! Тора! (Tora! Tora! Tora!) 1970

Американо-японский фильм о бомбардировке Пёрл-Харбора. Часть с японскими актерами снимали японские режиссеры (изначально планировался к участию сам Акира Куросава, но график съемок и давление студии вынудили его покинуть проект), часть с американскими актерами – американцы. Японские офицеры и солдаты говорят на своем языке. Суммарно это придает реализма картине. А если добавить невероятный размах съемок воздушных баталий, то и вовсе кажется, что смотришь документальные кадры (кстати, иногда этот фильм именно так и используют – частично помещают в документальное кино как фрагменты хроники).

Фильм достаточно длинный, и в данном случае это очень хорошо, поскольку есть время, чтобы должным образом подготовить зрителя к налету, объяснить, как ситуация сформировалась. Потом начинается атака японцев, и вы уже не сможете оторваться от экрана.

Режиссер фильма Ричард Флейшер (забавно, что его перу также принадлежат такие работы как “Конан-разрушитель” и “Рыжая Соня”), а среди известных актеров можно упомянуть Мартина Болсама (“12 разгневанных мужчин”, “Психо”, “Завтрак у Тиффани”) и Джейсона Робардса (“Однажды на Диком Западе”, “Вся президентская рать”, “Филадельфия”).

 

Дюнкерк (Dunkirk) 2017

Дюнкерк (Dunkirk) 2017

Первый военный фильм Кристофера Нолана – и один из лучших режиссеров поколения не разочаровал. Мастер фантастических фильмов и триллеров оказался столь же серьезным творцом для нового для себя жанра.

Самое сильное для нас в картине – нет центрального героя, есть множество людей, которые сталкиваются с ужасом войны, каждый на своем месте. Самый сильный посыл, вероятно – нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь, а потому ей нельзя жертвовать даже ради победы. История операции Дюнкерк описывает спасательную миссию, отступление значимого количества войск в ситуации, когда они рискуют быть уничтожены нацистской Германией. Разумеется, отступление имело и стратегический смысл, без сохранения армии на этом направлении у немцев оказалось бы значительное преимущество, и кто знает, как в принципе развернулись бы события Второй мировой войны. Равно как и ошибки немецкого командования тоже можно принять во внимание: возможно, недооценка важности ситуации и некорректное ее прочтение в принципе позволили британцам и французам спасти солдат. И тем не менее, красной линией через весь фильм проходит мысль о том, что жизнь человека слишком хрупкая и слишком ценная, потерять ее очень легко, а потому и усилия для ее сохранения нужно прилагать значимые.

Нолан собрал всю свою традиционную команду: Том Харди, по поводу очередной роли в маске которого вдоволь наделали мемасиков соцсети, Киллиан Мёрфи и обязательный Майкл Кейн, который не появляется в кадре, но начитывает текст в уши британских летчиков. Усиление также поступило со стороны великолепного Марка Райлэнса и Кеннета Браны. А еще режиссер открыл новые для кино лица Фионна Уайтхеда и Гарри Стайлса из One Direction (интересно, что Нолан даже не представлял степень популярности этой группы, когда приглашал последнего).

 

Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now) 1979

Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now) 1979

Фрэнсис Форд Коппола – гений. Но кроме этого, он еще и апологет тяжелой работы и самодисциплины в достижении идеального результата. Именно поэтому бюджет на съемки разростался до состояния ужаса у продюсеров, сроки нарушались, а главное, велась постоянная битва со студией, а иногда и актерским составом (в лице Марлона Брандо, разумеется) по поводу сюжета, построения фильма и съемки отдельных сцен. В итоге, пересилив все это, режиссер выдал на-гора один из самых известных и влиятельных военных фильмов в истории (как часто бывает в случаях столь тяжелых условий производства, у него есть несколько версий по длительности и концовке).

Герою Мартина Шина поручают опасную миссию – найти и уничтожить в дебрях джунглей и вьетнамской войны полковника Курца, который был хорошим офицеров и исполнителем задач руководства, а потом вдруг сошел с ума и стал небольшим божком для группы местных жителей, живя по своим законам и убивая всех, кого пожелает. Путь к полковнику длинный и опасный. В процессе капитан Уиллард (Шин) не только переживает потери многих людей из сопровождающей команды, но и тотальное переосмысление самой сути происходящего на войне. “Инкриминировать кому-то убийство здесь, на этой войне, так же бессмысленно, как штрафовать за превышение скорости на гонках «Индианаполис 500»” – думает он, понимая, что от приказа все равно уклоняться неозможно.

Визуальное и повествовательное совершенство (и это в эпоху, когда визуальные эффекты еще только предполагались к появлению, и все нужно было снимать вживую), напряженная и одновременно с этим медитативная атмосфера, вечные вопросы о ценности человеческой жизни и ее смысле, особенно в критических условиях, шикарные актерские работы Мартина Шина, Марлона Брандо, Денниса Хоппера и Роберта Дюваля, краткое появление Харрисона Форда и совсем еще юный, практически неузнаваемый Лоуренс Фишборн. Один из лучших фильмов в истории. Пособие о том, как снимать кино для многих поколений режиссеров сегодня и в будущем.

 

Взвод (Platoon) 1986

Взвод (Platoon) 1986

Оливер Стоун всегда был противником системы. В наши дни это переросло для него в некий фетиш, он занимает позицию, описанную Егором Летовым в одной из своих песен, “я всегда буду против”. Однако в 80-е и 90-е его протест человека искусства был более чем понятен, в нем была логика и очень здоровое содержание. Неприятие войны, а также того, чем ее ведение оправдывает – это тема вечная и актуальная всегда. Оливер Стоун сам побывал на вьетнамской войне, был дважды ранен и награжден несколькими наградами. Свое отношение к ней он выразил в так называемой вьетнамской трилогии: “Взвод”, “Рожденный четвертого июля” и “Небо и земля”. “Взвод” – первый фильм трилогии, как говорят, во многом автобиографичный.

Рассказ о службе молодого солдата, который сталкивается с серьезными проблемами взаимоотношений в своем взводе, по словам очевидцев максимально соответствует атмосфере того, что происходило во Вьетнаме. Конфликты между офицерами, борьба за власть, часто потеря человеческого облика – все это разворачивается на фоне непрерывной стрельбы, крови и смерти. Главные роли исполнили Чарли Шин, Том Беренджер и Уиллем Дефо. Фильм удостоился не только теплого приема у зрителей, но и множества наград от критиков, в том числе, четырех Оскаров, включая за лучший фильм и режиссуру.

 

Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan) 1998

Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan) 1998

Про такие фильмы говорят “мгновенная классика”. Это означает, что как только картина выходит на экран, она сразу же обретает статус классической за свою художественную силу и значение для культуры и истории искусства. Это неудивительно, учитывая, что режиссером выступает Стивен Спилберг.

У матери четверо сыновей, трое из них погибают на войне. Четвертого решают спасти – забрать с фронта. Однако для этого необходимо сначала найти его на полях боевых действий во Франции. Начинается фильм с показа высадки на нормандском побережье, Омаха Бич, во время операции День Д. Это одна из самых жестких и кровавых сцен в истории военного кино, поскольку большая часть солдат и офицеров, которых вы видите в кадре, погибает. Неотвратимость смерти и беспримерная отвага сливаются в исключительно напряженный стартовый отрезок фильма. Затем картина отходит от массовых действий к индивидуальным историям, но градус напряжения при этом не снижается. Том Хэнкс и Мэтт Дэймон в виде опыта и молодости на войне. Однозначно рекомендуется к просмотру, если по какой-то причине вы до сих пор этого не видели.

 

Ярость (Fury) 2014

Ярость (Fury) 2014

К этому фильму есть масса вопросов, поскольку он голливудский и про Вторую мировую, при этом снял его не Спилберг и не Иствуд. Кроме того, в нем есть сцены боев одного танка против нескольких, героическое выживание под градом обстрела из любого оружия множественных врагов, самопожертвование и другие вещи, которые будут вызывать вопросы, как бы мастерски и достоверно они не были сняты (тем более, вы же понимаете, кругом сплошные специалисты по танковым баталиям и по военным действиям в принципе).

Но отвлечемся от того, что может вызывать вопросы и сосредоточимся на позитиве. Хороший сценарий, очень достойная съемка, а главное, шикарные актерские работы. Харизматичный и очень убедительный Брэд Питт, одна из лучших, по нашему скромному мнению, ролей Шайи Лабафа, Джон Бернтал, который, как мы считаем, еще себя покажет по-настоящему, и юный Логан Лерман, также заявивший себя уже в нескольких заметных лентах.

Последний год войны, когда нацистскую армию уже, по сути, добивают, но риск смерти и больших потерь никуда не делся. К опытному экипажу танка примыкает новобранец, который не готов ни по навыкам, ни морально. В обновленном составе они движутся вперед, укрепляя позиции армии союзников. Им предстоит столкнуться не только с боевыми вызовами, но и с другими превратностями войны – отношением жителей занятых городов, конфликтами внутри своей же команды, физической и моральной усталостью.

 

Письма с Иводзимы (Letters from Iwo Jima) 2006

Письма с Иводзимы (Letters from Iwo Jima) 2006

Перейдем к двум лентам Клинта Иствуда. Это дилогия “Письма с Иводзимы” и “Флаги наших отцов”. Первый фильм показывает бои за остров Иводзима со стороны японцев. Второй – с американской стороны. “Письма с Иводзимы” физически основаны на подборке писем японского генерала. Его не приняли армейские коллеги из-за новых методов работы, а также из-за факта стажировки в Америке в свое время. Параллельная сюжетная линия рассказывает о простом солдате, который до войны был пекарем.

 

Флаги наших отцов (Flags of Our Fathers) 2006

Флаги наших отцов (Flags of Our Fathers) 2006

Второй фильм также разделен на две сюжетные линии. Первая – непосредственно о боевых действиях, очень кровопролитных. При огромном перевесе в численности американских войск, остров Иводзима очень долгое время оставался под контролем японцев. Вторая – оставшиеся в живых из шестерых солдат, водрузивших флаг на возвышение, отзываются на родину и отправляются в турне по стране, чтобы правительство могло собрать больше денег на войну. Коммерческий, по сути, тур стал реальностью из-за знаменитого снимка шестерых воинов (вы можете помнить это фото и памятник в Арлингтоне под Вашингтоном). Так война и большая политика пересекаются в очередной раз.

Оба фильма стали серьезным этапом в карьере Иствуда-режиссера, снискав и любовь публики, и признание критиков, и высокую оценку с точки зрения достоверности и внимания к деталям. Фильмы о войне – очень деликатная материя, а потому по-настоящему проработанные работы вызывают уважение даже у самых требовательных специалистов.

 

 

Подводная лодка (Das Boot) 1981

Лодка (Das Boot) 1981

Шедевр Вольфганга Петерсена. Картина о боевом походе немецкой подводной лодки во время Второй мировой войны. Юрген Прохнов в роли реально существовавшего капитана субмарины.

Самое ценное в этом фильме – нет попытки создавать зрелищное батальное кино. Мы не любим подобные штампы, однако в данном случае можно смело сказать, что так больше не снимают. Зрителю предлагается, например, двадцать минут смотреть на то, как в полутемной тесной подлодке моряки выжидающе смотрят наверх во время сброса глубинных бомб, стараясь не произнести ни звука и срываясь с места лишь когда одна из бомб попадает и нужно ликвидировать последствия. На экране действия – абсолютный минимум. Но это действие происходит в полном объеме в голове зрителя, а кроме того, напряжение не опускается ни на секунду.

Есть пятичасовая режиссерская версия, которую, разумеется, мы и рекомендуем к просмотру. Да, порой это тяжеловато и за один подход посмотреть практически нереально. Но отведите себе на это невероятное кино 2-3 сеанса и вы не пожалеете.

 

Повелитель бури (The Hurt Locker) 2008

Повелитель бури (The Hurt Locker) 2008

Кэтрин Бигелоу – режиссер, которая сняла такие мощные ленты как “На гребне волны” (оригинальный, 1991-го года с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи) и “Цель номер один”. С “Повелителем бури” она стала первой женщиной-режиссером, которая получила Оскар (всего фильм получил их шесть, включая за лучший фильм).

В чем-то по общей концепции этот фильм напоминает предыдущую картину в списке, “Подводную лодку” – в том смысле, что здесь также не пытаются создать зрелищного кино, это повествование о реальной войне и о том, что люди чувствуют, пребывая на ней и вне ее. Здесь нет острых сюжетных ходов или непредсказуемых развязок. Действие то течет плавно, то скачками движется к новым важным эпизодам повествования. Авторы пытаются, среди прочего, попытаться разобраться, что движет людьми, которые продолжают возвращаться служить на такие войны как война в Ираке. Именно о буднях саперов на этой войне и рассказывает “Повелитель бури”.

 

Мост через реку Квай (The Bridge on the River Kwai) 1957

Мост через реку Квай (The Bridge on the River Kwai) 1957

Еще один фильм о войне, действие которого происходит не на полях сражений. Группа английских военных попадает в японский лагерь военнопленных. Их командующий считает, что несмотря на то, что они находятся в плену, они все равно на службе у Англии, а потому должны соблюдать устав. Отношение со стороны персонала лагеря также должно быть подобающим. Однако начальнику лагеря наплевать на высокие моральные устои англичанина. Он выжимает соки из военнопленных, с тем чтобы построить в срок тот самый мост через реку Квай.

В среде пленных, к которым также примыкают двое американцев, начинаются разногласия с подполковником, ведь его принципиальность и подчинение букве закона грозит им истощением и смертью. Возникает план побега…

Режиссером выступил Дэвид Лин, часто называемый одним из лучших режиссеров в истории по версии многих авторитетных источников, который снял также фильм “Лоуренс Аравийский”.

 

Доброе утро, Вьетнам (Good Morning, Vietnam) 1987

Доброе утро, Вьетнам (Good Morning, Vietnam) 1987

Робин Уильямс был способен своим позитивом и харизмой осветить небольшую деревню. То же происходило и с картинами, в которых он снимался. “Доброе утро, Вьетнам” – отличный пример. Работая диджеем на радио в Сайгоне, персонаж Уильямса поднимает настроение американским солдатам во Вьетнаме во время войны. Но в какой-то момент он понимает, что идет война, что это вовсе не курорт. Он пытается сказать людям правду по радио, несмотря на цензуру. И сталкивается с еще большим количеством трудностей в виде начальства и генеральной армейской линии. С другой стороны, он ощущает поддержку фанов, которые просят его не оставлять работу. Вот такой сложный и простой, веселый и грустный фильм – как и сам Робин Уильямс.

 

Бункер (Der Untergang) 2004

Бункер (Der Untergang) 2004

Этот фильм все знают, в первую очередь, по знаменитой сцене в бункере, которую “перевели” уже несколько десятков раз, чтобы посмеяться на тему каких-то актуальных событий. Тема фильма при этом куда серьезнее – он повествует о последних днях Третьего рейха, со всеми его конфликтами, жестокими разочарованиями и финальным пониманием, что все закончится крахом.

 

Отель Руанда (Hotel Rwanda) 2004

Отель Руанда (Hotel Rwanda) 2004

Мы много знаем о Второй мировой, мы смотрели фильмы про войну во Вьетнаме и Ираке, мы что-то помним про Александра Македонского, но совсем немногие из нас подробно знают о войнах в Африке. Война в Конго в 1998-2002 годах, например, унесла около пяти с половиной миллионов жизней (не только сама война, но и последовавший голод). И ведь это происходит в наше время, умирает количество людей, соизмеримое с жертвами Второй мировой, а кто об этом знает?

“Отель Руанда” рассказывает о гражданской войне в Руанде между народами хуту и тутси. Жестокая резня происходит прямо вокруг элитного отеля, в котором работает персонаж Дона Чидла. Пользуясь связями с военными со всех сторон конфликта и с миротворцами, он пытается сохранить в безопасности свою семью, беженцев, которые нашли в отеле приют, и при этом вести дела заведения должным образом. Чем дальше, тем это сложнее и опаснее. Постепенно начинает казаться, что жизнь персонала отеля и их семей неотвратимо входит в штопор…

 

 

Спасительный рассвет (Rescue Dawn) 2006

Спасительный рассвет (Rescue Dawn) 2006

Одна из ролей Кристиана Бэйла, в которой он продолжил невероятную серию трансформаций своего тела. Ему пришлось сбросить вес до 61 килограмма (25 килограмм от его текущего состояния), чтобы достоверно сыграть роль истощенного военнопленного вьетнамской войны. Его персонажа, летчика, сбивают над джунглями. Он попадает в плен и подвергается пыткам. А дальше он планирует побег и надеется на чудесное спасение…

 

Лоуренс Аравийский (Lawrence of Arabia) 1962

Лоуренс Аравийский (Lawrence of Arabia) 1962

Через несколько лет после съемок “Моста через реку Квай”, о котором мы писали выше, Дэвид Лин снял эпичное полотнище о реальной исторической личности. Офицер британской разведки Т. Э. Лоуренс внедряется в среду арабских кочевников и становится кем-то большим, чем просто выполняющий задание агент. Моральные принципы и невероятное упорство позволяют персонажу Питера О’Тула достигнуть абсолютно нового уровня взаимопонимания с обитателями пустыни. Он ведет их через безводные земли, наносит с ними непредсказуемые удары по противникам, но по пути не упускает шанса из человечности попытаться спасти боевого товарища, которого все уже считают погибшим. Порядочность и принципиальность Лоуренса, которого в итоге прозвали Аравийским, граничит с глупостью и безрассудством, однако именно этот сплав качеств позволяет ему делать вещи, которые от него не ожидал никто из коллег.

Масштабные съемки, массовка, природные и исторические пейзажи, внимание к деталям, начиная от формы и заканчивая посудой и оружием того времени – все то, что сделало картину столь эпичной и культовой. Семь Оскаров, включая за лучший фильм и режиссуру. Питер О’Тул и Омар Шариф, ставшие звездами, как говорится, “на следующее утро”. И Дэвид Лин, вновь подтвердивший свой статус исключительного режиссера. Классика.

 

Совокупность лжи (Body of Lies) 2008

Совокупность лжи (Body of Lies) 2008

Ридли Скотт – это всегда интересное кино. И это режиссер, который не боится представить американскую разведку в американском фильме не всемогущей. В погоне за членами Аль Каиды, герою Леонардо Ди Каприо приходится полагаться на иорданскую разведку в лице персонажа Марка Стронга. Шефа Ди Каприо играет Рассел Кроу, матерый оперативник, давно потерявший ощущение грани между совестью и рациональной выгодой.

Нельзя сказать, что сюжетные ходы слишком непредсказуемы, но сама свежесть подхода делает фильм куда более увлекательным. И несмотря на традиционно сильную игру Ди Каприо и Кроу, отметим именно Марка Стронга, как наиболее харизматичного исполнителя.

 

Храброе сердце (Braveheart) 1995

Храброе сердце (Braveheart) 1995

Самая, пожалуй, известная работа Мела Гибсона – и как актера, и как режиссера. В качестве исполнителя ему удалось затмить свои визитные карточки, “Безумного Макса” и “Смертельное оружие”. В качестве режиссера это была всего лишь вторая работа с полнометражным кино для австралийца. И результаты превзошли любые самые смелые ожидания: Оскары за лучший фильм (Гибсон выступил также и продюсером) и режиссуру. Всего фильм получил 5 статуэток.

Уильям Уоллес – реальная личность, овеянная целым ореолом легенд (действие происходит в 1280 году, а потому немудрено, что многие детали дошли в пересказах без серьезной документальной базы). Предводитель восстания шотландцев против англичан понимал, что шансов на успех крайне немного. Однако свобода превыше страха смерти. И именно с этим убеждением персонаж Гибсона поднимает на смертную битву свой народ.

Отметим замечательную музыку и роскошную визуальную составляющую картины. Шотландские пейзажи и детально воссозданные костюмы той эпохи создают атмосферу, в которой четче понимаешь, почему настолько убедительно звучат слова предводителя восстания: “Они могут забрать наши жизни, но они никогда не отнимут нашу свободу!”.

 

Барри Линдон (Barry Lyndon) 1975

Барри Линдон (Barry Lyndon) 1975

Режиссерский и визуальный шедевр Стэнли Кубрика. За счет невиданного на то время реализма (а в наше время технологий зеленого экрана и любого уровня сложности спецэффектов такой подход к съемкам также, скорее, уже недостижимый) мастер создал уникальное сочетание света и тени, красок и полутонов. Все съемки велись исключительно на натуральных декорациях, детализация и точность воссоздания костюмов была максимальной. Как результат, трехчасовое полотно представляет собой не только увлекательную историю ирландского авантюриста, который обманывает всех и вся в попытке пробиться в высшее общество, но и вершину визуальной эстетики.

Сюжет пересказывать бесполезно: это просто слишком длинное занятие, в процессе которого очень легко сбиться с мысли. Литературной основой для картины Кубрика стало не самое сильное произведение Уильяма Теккерея, которое было многократно переработано для финального сценария (над ним работал сам режиссер). Музыка – еще одна тщательнейшим образом проработанная составляющая фильма. Кубрик специально подгонял некоторые сцены под уже написанные музыкальные фрагменты. Неудивительно, что столь важная часть фильма была отмечена Оскаром. Всего фильм получил их четыре (правда, три главных номинации, за лучший фильм, режиссуру и сценарий, остались без наград для Кубрика).

 

Цветы войны (The Flowers of War) 2012

Цветы войны (The Flowers of War) 2012

Китайский фильм о японо-китайской войне в 30-х годах 20 века. Кристиан Бэйл играет американского гробовщика. Попав в монастырь, чтобы похоронить священника, его персонаж оказывается втянутым в круговорот событий, в котором он пытается помочь и местным девочкам-подросткам, и проституткам из борделя по соседству (да, мы отдаем себе отчет, что это звучит как описание порнофильма, однако историческая основа для картины куда более жуткая: действие происходит на фоне Нанкинской резни, в ходе которой, по разным оценкам, японскими солдатами было убито от 40 до 300 тысяч китайских обезоруженных солдат и гражданского населения, попутно также массово совершались акты насилия и мародерства).

Фильм получил полярные отзывы критиков и зрителей. Режиссера картины Чжана Имоу вы можете знать по фильму “Дом летающих кинжалов”.

 

Тропы славы (Paths of Glory) 1957

Тропы славы (Paths of Glory) 1957

Может ли Стэнли Кубрик снять фильм о войне, который не станет одним из лучших в истории? Вопрос риторический. Во время Первой мировой войны полковнику, роль которого исполняет легендарный Кирк Дуглас, приказывают атаковать Муравьиный холм, неприступную вражескую позицию. Исход операции очевиден, но руководство непреклонно. Несмотря на жертвы и отчаянную борьбу, атака оборачивается полным провалом и поражением. Но дальше становится еще хуже: генералы не в состоянии признать абсурдность своего приказа. Они хотят назначить виновных и выбирают среди солдат тех, кого можно записать в трусы.

Смесь военной трагедии и судебной драмы пронзительна по наполнению и совершенно непредсказуема. Черно-белая съемка добавляет достоверности исторической картине и подчеркивает драматизм. В основе лежат реальные события, переработанные, однако, в одноименной книге Хамфри Кобба (тут стоит отметить, что Кубрик умел выбирать не самые известные литературные произведения и создавать на их основе шедевры).

 

По соображениям совести (Hacksaw Ridge) 2016

По соображениям совести (Hacksaw Ridge) 2016

Осмелимся взять на себя ответственность, заявляя, что “По соображениям совести” – самый слабый фильм Мела Гибсона как режиссера. Но то, что является нижней отметкой уровня для одного творца, для целой индустрии вполне может быть образцом качества.

В эту подборку мы решили включить фильм Гибсона скорее не из-за прямой художественной ценности, сколько из-за того, что это кино принципиально важное. Вопрос, поднимаемый в нем, очень актуален в наше время: непротивление злу насилием. “Как такое может существовать?”, спросите вы и будете абсолютно правы. Представить себе эффективность такого подхода сложно. Но реальная история Десмонда Досса говорит о том, что это возможно. Отказник по соображениям совести, Досс пошел в армию добровольцем после атаки японцев на Пёрл-Харбор, однако отказывался брать в руки оружие. Человек добровольно вызвался служить, но не хотел убивать других людей. Он хотел работать санитаром на поле боя. Нечто невероятное, нерациональное и малоэффективное, как могло бы показаться. Но на деле…

И хотя вся редакция kinowar.com – убежденные атеисты, а фильм достаточно серьезно завязан на вере (что неудивительно, учитывая позицию самого Гибсона по этому вопросу), мы не можем не восхититься как самим подвигом Десмонда Досса, так и воплощением его на экране. Кроме того, как пел Егор Летов, “не бывает атеистов в окопах под огнем” (не то чтобы эта цитата была здесь нужна, но нам всегда очень нравится щеголять своим широким кругозором и обширными познаниями в разных сферах).

В ролях Эндрю Гарфилд, Винс Вон, Сэмюэл Уортингтон, Хьюго Увинг.

 

Искупление (Atonement) 2007

Искупление (Atonement) 2007

О дюнкерской операции сняли кино еще до выхода “Дюнкерка” от Кристофера Нолана. Но фильм охватывает заметно более широкий период времени, который не ограничивается одной лишь войной. Сложная история взаимоотношений героя Джеймса Макэвоя и сестер Таллис в исполнении Киры Найтли и Сирши Ронан/Ромолы Гарай (в разном возрасте). Любовь, ответная и безответная, обвинения, предательство, тюрьма, война и надежда на то самое искупление…

Отдельно отметим панорамную сцену операции Дюнкерк, снятую одним дублем. Настоящее произведение искусства с точки зрения операторской работы и режиссуры.

 

Черный ястреб (Black Hawk Down) 2001

Черный ястреб (Black Hawk Down) 2001

Завершим подборку еще одним фильмом Ридли Скотта. Реальные события в Могадишо, столице Сомали, во время гражданской войны. Доставке гуманитарной помощи препятствуют, а потому США направляют группу солдат в эпицентр военных действий для быстрого победоносного удара. Вопреки планированию и ожиданиям, все оборачивается жестокими боями и сбитыми вертолетами, а самое главное – смертью и солдат-сомалийцев, и американцев…

Джош ХартнеттЮэн Макгрегор, Том Сайзмор, Орландо Блум в достаточно короткой роли и Том Харди в своем первом появлении в полнометражном кино.

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

 

Читайте также:

50 лучших детективов в истории кино

50 лучших триллеров в истории кино

50 лучших боевиков в истории кино

44 лучших вестерна в истории кино

55 лучших фантастических фильмов в истории кино

22 лучших сериала в истории кино

25 лучших детективных сериалов в истории кино 

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Коментарі