Хорошее кино – kinowar.com – Киновар

Улица Потрошителя (Ripper Street)

Это не очередная экранизация печально известных зверств так и не пойманного лондонского маньяка-хирурга, потрошившего проституток в 1888 году и якобы жаждущего очистить утопший в грязи город от скверны. Это, скорее, смесь «Шерлока Холмса», «Больницы Никербокер» и «Бульварных ужасов», только без фэнтези. А еще здесь несколько актеров из «Игры престолов».

Викторианский Лондон, Ист-Энд, бедный иммигрантский район Уайтчепел, кишащий девицами на продажу. То самое лондонское дно, смачно и обстоятельно описанное в романах Диккенса; реальное альтер эго элитного и респектабельного Вест-Энда. Совсем недавно здесь орудовал Джек Потрошитель – серийный убийца, всколыхнувший общественность и посеявший среди населения животный панический страх. Маньяка вроде как больше нет, но дух его словно впитался в брусчатку, дома, встревоженные лица людей и сам воздух. Корыстная и циничная пресса в погоне за тиражами охотно поддерживает легенду, более того без зазрения совести фальсифицирует улики и факты. Жители больше не верят стражам порядка и не рассчитывают на их помощь. Кварталы, погрязшие в нищете, болезнях, беззаконии и нетерпимости, вот-вот охватит анархия и «апокалипсис». Однако в этом хаосе умудряются вести борьбу с преступностью и нечистотами трое отчаянных детективов: инспектор Эдмунд Рид, сержант Беннет Дрэйк и судмедэксперт Гомер Джексон.

Флегматично-меланхоличный Эдмунд Рид (его роль исполняет Мэттью Макфэдиен, игравший мистера Дарси в «Гордости и предубеждении» и Стиву Облонского в «Анне Карениной») – образец порядочности и джентльменства; истинный защитник обиженных и угнетенных; человек, который, на первый взгляд, никогда не преступит закон. Казалось бы, слишком правильная и оттого скучная фигура. И таинственное темное прошлое инспектора, связанное с гибелью дочери, отчужденностью жены и громадным ожогом на спине и плече, едва ли способно привнести в характер интригу. Тем не менее Рид не так уж прост, положителен и слепо верен уставу, как кажется. Так, к примеру, он заглядывается на другую женщину, не гнушается выбивать признания кулаками (правда, не своими) и в тех нередких случаях, когда правосудие не работает, не брезгует хитрыми комбинациями, подставляя плохих парней под нож или пулю.

Распутный, брутальный и темпераментный Гомер Джексон (Адам Ротенберг из сериалов «Элементарно» и «Доктор Хаус») – американец, а не англичанин, и этим все сказано. Джексон – бывший военный врач, капитан по званию, переплывший океан в поисках лучшей жизни вместе с загадочной спутницей (спутница содержит в Лондоне дом удовольствий, то есть бордель, в котором капитан регулярно и весьма активно проводит время). В американском прошлом Джексона определенно есть что-то криминальное, и это что-то капитан тщательно скрывает. Впрочем, явные скелеты в шкафу не мешают Риду взять блудливого переселенца на службу: слишком уж хороши и глубоки его познания в медицине, и смекалка в наличии с дедукцией в придачу. Харизматичный Джексон, не выпускающий изо рта папиросу, – антипод Эдмунда Рида и одновременно контрастное дополнение, необходимый баланс.

Суровый и вместе с тем ранимый Беннет Дрэйк (Джером Флинн, исполнитель роли наемника Бронна в «Игре престолов») – те самые кулаки, которые периодически пускает в ход Рид; ветеран войны, испытывающий нежные чувства к одной из проституток и некоторое стеснение из-за своего небольшого жалования.

Несложно догадаться, что Рид и Джексон – вариация на тему Холмса и Ватсона (Дрэйк в этой конфигурации – третий лишний). Последнего, исходя из статуса и профессии, якобы изображает Джексон: он тоже бывший военный врач, тоже играет вторую скрипку. Но по навыкам и характеру американец – скорее Шерлок, недолюбливающий людей, плюющий на правила, владеющий дедуктивным методом и одержимый одной-единственной женщиной (что, правда, в отличие от Холмса, не мешает ему вести активную и полигамную сексуальную жизнь). Тогда как дисциплинированный, консервативный, почитающий семейные ценности Рид – в большей мере интерпретация Джона Ватсона.

По декорациям – те же «Бульварные ужасы», только без монстров. Вернее партию монстра здесь отыгрывает дух Потрошителя, мистического неуловимого мясника. Из серии в серию детективы возвращаются к его так и не раскрытой мифической личности, но ничего конкретного, связанного с делом «Кожаного фартука», не происходит. Авторы раз за разом ловко обманывают ожидания зрителя. Вот на экране появляется подозрительный молодой франт, обхаживающий куртизанку, но в итоге оказывается не резником, а работорговцем. Вот в зрительном зале варьете, где идет шуточная постановка про Потрошителя, сидит пожилой джентльмен и, будто раздосадованный и оскорбленный глумлением над серьезным убийцей, грозится прикрыть заведение. Но минуту спустя джентльмена похищают: стало быть, и он – не Джек.

С «Больницей Никербокер» британский сериал роднит не только откровенная демонстрация неприглядных и даже жутких человеческих хворей и подробного хирургического вмешательства, прижизненного или посмертного (так, к примеру, в «Больнице Никербокер» появляется женщина без носа, а в «Улице Потрошителя» – без челюсти), но и подчеркнутая историчность происходящего. Как и сериал Стивена Содерберга, разворачивающийся на рубеже XIX и XX веков в нью-йоркском госпитале, британский телепроект, в первую очередь, иллюстрирует вехи эпохи, знаковые (преимущественно негативные) явления и черты тогдашнего общества (увы, не так уж далеко ушедшего от современного), и только потом уже играет в детективный экшн.

Первые распространения порнографии и героина; вспышки холеры; процветание антисемитизма, расизма, сексизма и гомофобии; борьба с ирландскими повстанцами, именуемыми не иначе как террористами; сектантские культы; торговля людьми; забастовки девушек-спичечниц, цирки уродов (в нескольких сценах появляется несчастный Джозеф Меррик, печально известный человек-слон, воспетый Дэвидом Линчем)… Даже то немногое хорошее, что возникает в социуме и великих умах экспериментаторов и изобретателей, в итоге сводится к грязи. Так, первый прототип кинокамеры снимает не прибытие поезда, а натуральное снафф-порно. А строительство метрополитена прокладывает себе путь через убийства, коррупцию и насилие.

В сериале «Юристы Бостона» адвокат Алан Шор (персонаж Джеймса Спэйдера) говорит в одной из серий: «Впечатление, будто все полицейские города попрятались по кабинкам общественных туалетов, вычисляя гомосексуалистов, вместо того чтобы ловить убийц и грабителей». «Ваши тюрьмы переполнены розовощекими мальчиками вместо того, чтобы держать в изоляции действительно опасных насильников и маньяков», – говорит газетчик в «Улице Потрошителя». События первого телешоу происходят в 2000-х, второго – в 1888 году.

В третьем сезоне «Бульварных ужасов» разворачивается движение суфражисток, на фоне которого невеста Франкенштейна (проститутка при жизни) планирует отомстить всем мужчинам на свете. В третьей серии второго сезона «Улицы Потрошителя» устраивают кровавый бунт работницы спичечной фабрики, и одна из мятежниц демонстрирует так называемую «фосфорную челюсть». Выступая против невыносимых условий труда, они протестуют и против мужского господства в целом.

«Вот насколько опасны женщины! – декларирует перед лицом репортеров похищенный спичечницами член городского совета, демонстрируя отрубленный палец. – Но я скорее лишусь остальных пальцев, чем пожму женщине руку».

Таким образом, улица в названии сериала – это улица вовсе не демонического и не потустороннего, а обычного примитивного зла: корысти, жестокости, ксенофобии, фанатизма. А сам Потрошитель – фантом, символ темной стороны великой империи, пожирающей себя изнутри. «Нет худшего места на земле» – неоднократно говорится в фильме про Англию.

Анастасия Лях

улица потрошителя кадр 1

улица потрошителя кадр 2

улица потрошителя кадр 3

улица потрошителя кадр 4

улица потрошителя кадр 5

улица потрошителя кадр 6

улица потрошителя кадр 7

улица потрошителя кадр 8

Улица Потрошителя (Ripper Street)

2012 год, Великобритания/ Ирландия

Продюсеры: Стивен Смоллвуд, Уилл Гулд, Саймон Вон

Режиссеры: Энди Уилсон, Том Шенклэнд, Энтони Бирн

Сценарий: Ричард Варлоу, Тоби Финлэй, Рэйчел Бенетт

В ролях: Мэттью Макфэдиен, Джером Флинн, Адам Ротенберг, МайАнна Бёринг, Дэвид Уилмот, Шарлин МакКенна, Дэвид Доусон, Клайв Расселл, Лиэнн Бест, Джозеф Моул

Операторы: П.Дж. Диллон, Сьюзи Лэвэлл, Си Белл

Композитор: Доминик Шеррер